МБОУ "БООШ №1"
г. Бокситогорск
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность — практика предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации. 

    Основное изображение материала.

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    Родителям

    • 1. Утрата денег

      Первый вид опасностей – те, которые связаны с кражей денег.

      Фишинг – это выманивание паролей от различных сервисов, в том числе личных страниц во «ВКонтакте» или Steam, чем дети-подростки обычно очень дорожат. Их крадут, чтобы получить доступ к персональной информации, чтобы делать спам-рассылки, чтобы продолжать использовать – например, аккаунты игровой платформы Steam, где распространяются игры и есть своя социальная сеть.

      Steam – это рекордсмен по числу онлайн-пользователей, их там больше, чем даже в YouTube. Поскольку участники покупают игры на свой аккаунт, «развивают» своих персонажей в многопользовательских онлайн-играх, «заливают» туда деньги и время, эти аккаунты могут достаточно дорого стоить – страничка с 1000 наигранных часов в какую-нибудь популярную многопользовательскую игру с очень развитым персонажем продастся на черном рынке за весьма неплохие деньги.

      Еще одна техническая опасность – вредоносный код: например, пользователь перешел по какой-то ссылке, и компьютер заблокировался, и теперь пользователь видит только сообщение «Заплатите деньги туда-то, и компьютер разблокируется». Причем гарантии, что он разблокируется после оплаты, к сожалению, нет. Есть и другой вредоносный код: тот, что незаметно работает на компьютере, отправляя злоумышленникам те же логины/пароли или данные платежных карт.

      Обычное мошенничество – в интернете встречается так же часто, как и в реальной жизни. Его можно охарактеризовать всем известной поговоркой «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Например, предлагается купить смартфон по цене значительно ниже рыночной, человек отправляет деньги, но телефон так и не получает. Это очень популярная схема мошенничества: дорогой товар за небольшие деньги. И это очень хорошо срабатывает в ситуации с подростками, потому что они часто прицельно копят деньги на какой-нибудь игровой компьютер, и если они внезапно видят его не за 60, а за 20 тысяч рублей, то могут с радостью заказать его и перевести деньги.

      Определенную опасность для семейного бюджета представляют также и онлайн-игры – в них часто есть встроенные внутренние покупки. Чтобы обезопасить себя от этих трат, убедитесь, что ребенок не может тратить деньги с вашей карточки, привязанной к онлайн-игре, в том числе и если он зайдет в вашу игру.
      Это может происходить, если система запрашивает подтверждение не каждый раз при совершении покупки, а, например, раз в полчаса, раз в сутки. За полчаса можно многое успеть. Одна английская девочка четырех лет, играя, пока папа варил макароны, потратила больше 1000 фунтов, причем ругать ее было за это бесполезно: она просто играла и даже не знала, что тратит деньги, нажимая на «да» и «купить».
       

      2. Зависимость

      Интернет-зависимость чаще всего ассоциируется с играми, и родители, когда говорят о зависимости, имеют в виду прежде всего именно ее.

      Сегодня играют все дети, но в разные игры. Глобально их можно разделить на две группы: первая – это просто игры, в которые играют час-другой в день, проходят за несколько недель, и все.

      Вторая – это так называемые массовые мультиплеерные онлайн-игры, в которые можно играть годами, развивая своих персонажей, приобретая для них какие-то качества или оборудование и так далее.

      Происходит это за счет того, что такие игры вбрасывают в детей якоря: один якорь – это социальные связи с другими игроками, которыми ребенок обрастает за время игры, второй – это финансовые вложения: я купил крутой танк, надо на нем покататься, я уже столько сюда вложил, что жалко бросать, третий – это потраченное время: как отказаться от игры, если я играю в нее уже полтора-два года.

      Зависимость – это болезнь, к ней следует так и относиться, и если ребенок ради игры начинает отказываться от еды, от сна, и тем более если проявляет агрессию, когда ему не дают играть, то надо идти к специалисту.

      3. Нежелательное содержание

      Помимо порнографии, которая безусловно лидирует в списке того, что родители не хотели бы, чтобы видели их дети, в незащищенном интернете можно увидеть массу других нежелательных вещей. На сайтах новостей достаточно часто появляются фотографии и видеозаписи с мест катастроф, где можно видеть сцены убийства, насилия, аварии, теракты и их последствия. Более того, такие иллюстрации могут оказаться в самых неожиданных местах – например, на безобидном на вид сайте-агрегаторе смешных (!) картинок.

      При попытке поиска наркотиков через поисковые системы можно обнаружить на первой же странице результатов не рассказ о последствиях их приема, а контакты продавцов, причем, возможно, сами сайты заблокированы Роскомнадзором и зайти на них нельзя, но контакты могут быть видны на странице поисковых результатов.

      И, к сожалению, такие сайты появляются быстрее, чем Роскомнадзор успевает их блокировать. Кроме того, это может быть объявление на сайте, который блокировке не подлежит, – например, в форуме реабилитирующихся. Конечно, через пару часов модераторы его удалят, но какое-то время оно повисит.

      Помимо этого, безусловно нежелательным для ребенка контентом является все, что относится к самоубийствам и способам их осуществления, а родителям девочек следует обратить особое внимание на интерес дочерей к картинкам с анорексичными моделями – часто они распространяются как образец для подражания, и из-за этой пропаганды, особенно если она исходит от подруг, девочки начинают терзать себя диетами и отказываются от еды.  

      4. Незнакомцы

      На занятиях я объясняю подросткам – а они этому обычно очень удивляются, – что у взрослых, как правило, нет первоочередной цели пообщаться, в отличие от подростков, которые идут в интернет в основном за этим.

      По нашим исследованиям, 90% московских школьников получают в интернете предложение о дружбе от незнакомых людей, и 53% их принимают. Разговаривая об этом с детьми, я привожу такой пример: к тебе на улице подходит молодой человек лет тридцати пяти, называет тебя по имени и говорит: «Аня, давай дружить!» Большинство, конечно, отвечают, что они убегут. Однако когда то же самое происходит в сети, они совершенно спокойно начинают с этим человеком общаться.

      Проблема состоит в том, что многие подростки чрезвычайно доверчивы, и незнакомец, который с какой-то целью хочет «подружиться» с ребенком, может за считанные недели в его глазах стать самым близким его человеком, единственным, кто его понимает и так далее. Достигается это с помощью манипулятивных техник и самых простых приемов, вплоть до активного слушания, когда ребенок что-то рассказывает собеседнику, собеседник повторяет это своими словами, и ребенок думает: о, он меня понимает, как никто! (Кстати, попытка втереться в доверие ребенка с тем, чтобы в дальнейшем его как-то использовать, называется онлайн-грумминг.)

      Ребенок начинает относиться к этому человеку как к действительно близкому и заслуживающему того, чтобы с ним делились и самой интимной информацией, и контактными данными, и фотографиями, не предназначенными для чужих глаз.

    Педагогам

    Некоторые рекомендации педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся:

    • Объяснить учащимся правила поведения в Интернете. Рассказать о мерах, принимаемых к нарушителям, и ответственности за нарушение правил поведения в сети. 
    • Совместно с учащимися сформулировать правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете. 
    • Приучить несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объяснить им смысл понятия «авторское право», рассказать об ответственности за нарушение авторских прав. 
    • Проявлять интерес к «виртуальной» жизни своих учеников и при необходимости сообщать родителям о проблемах их детей. 
    • Научить учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формировать представление о достоверной и недостоверной информации, настаивать на посещении проверенных сайтов. 
    • Обеспечить профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях). 
    • Периодически совместно с учащимися анализировать их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учёбы и отдыха, и обсуждать с родителями результаты своих наблюдений. 
    • В случае возникновения проблем, связанных с интернет-зависимостью, своевременно доводить информацию до сведения родителей, привлекать к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога. 
    • Систематически повышать свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения. 
    • Стать примером для своих учеников

    Также важно соблюдать законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. 

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике